ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для водителя погрузчика

 

 

 

Инструкция по охране труда для водителя погрузчика

 

 Примечание. На оборотной стороне инструкции рекомендуется наличие виз: разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда, энергетика, технолога и других заинтересованных лиц.

Настоящая инструкция по охране труда водителя погрузчика разработана с учетом условий его работы в конкретной организации — «____________________».

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1.1. К управлению погрузчиком не допускаются лица моложе 18 лет.

1.2. При приеме на работу водитель погрузчика должен пройти предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, обучение, стажировку на погрузчике под наблюдением опытного водителя погрузчика и проверку знаний.

В процессе работы водитель погрузчика должен проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, и внеплановые инструктажи, а также периодические медицинские осмотры.

1.3. Водитель погрузчика должен иметь группу по электробезопасности не ниже II.

1.4. Водитель погрузчика допускается к работе при наличии у него удостоверения (сертификата), дающего право на управление погрузчиком, и допуска на проведение работы, а также после прохождении ими целевого инструктажа.

1.5. Водитель погрузчика обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в организации, режимы труда и отдыха, а также правила личной гигиены.

Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или специально отведенных для этого помещениях с соответствующим оборудованием. Перед приемом пищи водитель погрузчика должен вымыть руки водой с мылом.

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

2.1. В процессе работы на водителя погрузчика могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

— движущиеся машины и механизмы;

— не огражденные вращающиеся элементы оборудования;

— перемещаемые, перевозимые и складируемые грузы;

— повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

— недостаточная освещенность рабочей зоны;

— острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента;

— химический фактор;

— нервно-психологические перегрузки.

2.2. Водитель погрузчика должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ), выдаваемыми в соответствии с установленными нормами:

— плащом из плащ-палатки или плащом из брезента по ГОСТ 12.4.134-83;

— костюмом хлопчатобумажным по ГОСТ 27575-87 или костюмом «Механизатор-Л» по ТУ 8572-056-05109248-93;

— сапогами юфтевыми на маслобензостойкой подошве по ГОСТ 12.4.137-84;

— рукавицами комбинированными по ГОСТ 12.4.010-75.

При наружных работах зимой водитель погрузчика дополнительно обеспечивается:

— теплозащитным костюмом по ГОСТ 29335-92 или теплозащитным костюмом «Механизатор» по ТУ 8572-010-05109248-97;

— валенками по ОСТ 17-672-77, которые могут быть заменены на сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой резиновой подошве по ТУ 8811-023 0543555-96;

— галошами для валенок по ТУ 38106227-82.

В случае необходимости при выполнении определенных видов работ водителю погрузчика выдаются следующие СИЗ:

— очки защитные;

— каска защитная;

— респиратор.

2.3. Водитель погрузчика обязан соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

— не курить и не пользоваться открытым огнем на рабочем месте;

— не производить работы, связанные с применением открытого огня, факелов вблизи погрузчика;

— курить только в специально отведенных и приспособленных для этого местах, обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком, и где имеется надпись «Место для курения»;

— знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

2.4. Переезд путей погрузчиками осуществляется в специально отведенных местах (переезд, настил). Перед переездом пути водитель погрузчика должен убедиться в отсутствии движения железнодорожного подвижного состава по пути. Не следует оставлять погрузчик на пути или в проездах для автомобильного транспорта.

2.5. Водитель погрузчика во время работы обязан иметь при себе:

— удостоверение (сертификат), дающее право на управление погрузчиком;

— талон предупреждения по охране труда.

У водителя погрузчика, нарушившего во время работы требования безопасности, руководителем работ делаются просечки в талоне предупреждения.

2.6. Водитель погрузчика должен следить за периодичностью проведения технического обслуживания погрузчика, в случае несвоевременного проведения технического обслуживания сообщить об этом ответственному лицу (мастеру, бригадиру или старшему в смене).

2.7. Водитель погрузчика обязан выполнять только ту работу, которая поручена ему руководителем работ и входит в его должностные обязанности, быть внимательным и аккуратным во время выполнения работы.

2.8. Водителю погрузчика запрещается:

— находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения или с его остаточными явлениями;

— работать без СИЗ;

— передавать управление погрузчика другим лицам без разрешения руководителя работ, использовать погрузчик в личных целях;

— поднимать, опускать и перевозить людей на грузоподъемном механизме (вилочном захвате, челюстном захвате, ноже, ковше) погрузчика;

— садиться в погрузчик и сходить с него во время движения;

— отдыхать и спать в кабине погрузчика при работающем двигателе;

— работать на погрузчике с шинами, имеющими пониженное давление, сквозные пробоины и повреждение корда;

— покидать кабину управления погрузчика при поднятом грузе и работающем двигателе. Если необходимо отлучиться от погрузчика, то необходимо опустить его грузоподъемный механизм (вилочный захват, челюстной захват, нож, ковш), вынуть ключ из электрического замка, поставить погрузчик на стояночный тормоз, закрыть двери кабины на ключ;

— устранять неисправности при включенном двигателе, поднятом грузоподъемном механизме погрузчика, если отсутствуют упорные устройства под оборудованием погрузчика;

— касаться движущихся частей и механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов при работающем двигателе;

— находиться и работать под поднятым и перемещаемым грузом, а также под грузоподъемным механизмом погрузчика;

— производить запуск двигателя внутреннего сгорания буксировкой или толканием (при выходе из действия стартера).

2.9. При необходимости пуска двигателя внутреннего сгорания вручную пусковую рукоятку необходимо обхватывать всеми пальцами руки с одной стороны (без зажима рукоятки большим пальцем). Пусковую рукоятку следует поворачивать снизу вверх.

2.10. Подзарядку аккумуляторной батареи погрузчика осуществляют аккумуляторщики в подзарядных помещениях со специальными постами. Водителю погрузчика запрещается производить подзарядку аккумуляторной батареи и электропогрузчика.

2.11. В кабине погрузчика не должно быть посторонних лиц во время его работы или стоянки, а также посторонних предметов. Инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.

2.12. При недостаточном искусственном освещении проездов, зоны складирования и приемки грузов или рабочей зоны водитель погрузчика должен прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

2.13. При работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения охлаждения и обморожения водителя погрузчика должны быть предусмотрены перерывы в работе для обогрева в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра.

2.14. В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, водитель погрузчика обязан немедленно сообщить об этом руководителю работ.

2.15. В случае получения травмы или заболевания водитель погрузчика должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт.

2.16. При травмировании других работников, а также при обнаружении нарушений настоящей Типовой инструкции или неисправности погрузчика, СИЗ и средств пожаротушения водитель погрузчика должен без промедления сообщить об этом руководителю работ, а в его отсутствие — вышестоящему руководителю, оказать первую медицинскую помощь работнику, получившему травму.

2.17. Знание и выполнение требований безопасности являются служебной обязанностью водителя погрузчика, а их нарушение влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

3.1. В случае поломки или неисправности погрузчика (его тормоза, рулевого управления или звукового сигнала), угрожающих безопасности водителя погрузчика или безопасности окружающих людей, водитель погрузчика должен немедленно прекратить работу и сообщить о случившемся руководителю работ.

3.2. При возникновении аварийной ситуации водитель погрузчика обязан прекратить работу и немедленно сообщить о случившемся руководителю работ и далее выполнять его указания.

3.3. При ликвидации аварийной ситуации водитель погрузчика должен действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

3.4. При работе на погрузчике могут возникнуть следующие основные аварийные ситуации:

загорание погрузчика, которое может привести к пожару или взрыву;

поражение электрическим током водителя погрузчика.

3.5. При возникновении пожара на погрузчике водитель погрузчика должен немедленно его остановить, заглушить двигатель, перекрыть бензобак на машине с двигателем внутреннего сгорания, отсоединить аккумулятор и немедленно приступить к тушению пожара, имеющимися на погрузчике средствами пожаротушения: огнетушителем, кошмой, песком или землей. Затем вызвать пожарную охрану и сообщить о случившемся руководителю работ.

3.6. При возникновении пожара вблизи контактной сети водитель погрузчика должен немедленно сообщить о случившемся руководителю работ, поездному диспетчеру, энергодиспетчеру или работникам контактной сети и в пожарную охрану.

3.7. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными и порошковыми огнетушителями. При пользовании углекислотным огнетушителем не следует браться за раструб огнетушителя и подносить раструб огнетушителя ближе 1 м к контактной сети и пламени. Тушить горящие предметы водой, химическими, пенными и воздушно-пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том что напряжение с контактной сети снято, и она заземлена.

3.8. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети, находящейся под напряжением.

3.9. Тушение пожара внутренними пожарными кранами должны производить, два человека: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй по команде работника, раскатывающего рукав, открывает кран.

3.10. При тушении пламени песком совок, лопату и иные подобные инструменты не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

3.11. При пользовании кошмой при тушении пламени его необходимо накрыть кошмой так, чтобы огонь из-под нее не попал на туловище человека.

3.12. При пользовании пенными (углекислотными, порошковыми) огнетушителями струю пены (углекислоты, порошка) не следует направлять в сторону людей; при попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком или другим материалом и смыть водным раствором соды.

3.13. При случайном соприкосновении грузоподъемного механизма погрузчика с проводами ЛЭП, находящейся под напряжением, или возникновении между погрузчиком и проводом электрического разряда, водителю погрузчика запрещается до снятия напряжения с ЛЭП прикасаться, стоя на земле, к погрузчику, сходить с погрузчика на землю или подниматься на погрузчик.

Если в результате соприкосновения погрузчика с проводами ЛЭП, и при возникновении электрического разряда между погрузчиком и проводом контактной сети, произойдет загорание погрузчика, водитель погрузчика должен, не держась руками за части погрузчика, спрыгнуть на землю на обе ноги с плотно сомкнутыми коленями и не касаться руками земли. Удаляться от погрузчика до снятия напряжения с линии можно только прыжками на одной ноге, либо мелкими шагами, не превышающими длину стопы.

3.14. Водитель погрузчика, обнаруживший обрыв проводов контактной сети, ЛЭП, пересекающих путь, а также свисающие с проводов посторонние предметы, независимо от того, касаются они земли, заземленных конструкций или нет, не должен прикасаться к ним.

Он обязан немедленно сообщить об этом на ближайший пункт дистанции контактной сети или района электросетей, дежурному по станции, энергодиспетчеру, поездному диспетчеру и до прибытия работников контактной сети или электроснабжения, оградить это место и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 10 м.

Если оборванные провода контактной сети, ЛЭП или их элементы выходят из габарита приближения строений пути и могут быть задеты при проходе поезда, водитель погрузчика должен оградить это место, как место препятствия.

3.15. При поражении электрическим током, прежде всего, необходимо прекратить действие тока на пострадавшего (отключить напряжение, перерубить провод, оторвать человека от земли или оттянуть его от проводов), не следует прикасаться к пострадавшему голыми руками, пока он находится под действием тока, чтобы самому не попасть под напряжение.

После освобождения пострадавшего от действия электрического тока, в зависимости от его состояния, необходимо оказать ему первую помощь. Пострадавшему следует расстегнуть одежду, обеспечить приток свежего воздуха. При прекращении дыхания и остановке сердца пострадавшему необходимо делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание, или до прибытия врача.

После того, как пострадавший придет в сознание, необходимо на место электрического ожога наложить стерильную повязку и принять меры по устранению возможных механических повреждений (ушибов, переломов). Пострадавшего от электротравмы, независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб, следует направить в лечебное учреждение.

3.16. Действия водителя по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи пострадавшим.

3.16.1. Поддержание кровообращения в организме с помощью наружного массажа сердца.

При отсутствии у пострадавшего пульса для поддержания жизнедеятельности организма необходимо, независимо от причины, вызвавшей прекращение работы сердца, одновременно с искусственным дыханием проводить наружный массаж сердца.

Для проведения наружного массажа сердца пострадавшего следует уложить спиной на жесткую поверхность, обнажить у него грудную клетку, снять пояс и другие стесняющие дыхание предметы. Оказывающий помощь должен встать с правой или левой стороны пострадавшего и занять такое положение, при котором возможно более или менее значительный наклон над пострадавшим.

Определив положение нижней трети грудины (оказывающий помощь должен стоять слева от пострадавшего), положить на нее верхний край ладони разогнутой до отказа руки, а затем поверх руки наложить другую руку и надавливать на грудную клетку ритмично 5 — 6 раз, смещая ее каждый раз на 4 — 5 см после каждого вдувания. После надавливания следует быстро отнимать руки для свободного выпрямления грудной клетки. При надавливании сжимается сердце и выталкивает кровь в кровеносную систему. Применяя эти методы необходимо за минуту произвести 48 — 50 сжатий грудной клетки и 10 — 12 вдуваний воздуха в легкие в минуту.

Надавливание следует производить быстрым толчком так, чтобы продвинуть нижнюю часть грудины вниз в сторону позвоночника. Усилие следует концентрировать на нижнюю часть грудины.

3.16.2. Оказание помощи пострадавшему при механической травме.

В случае получении механической травмы пострадавшему необходимо остановить кровотечение при помощи давящей повязки, потом обработать рану перекисью водорода и наложить повязку. Артериальное кровотечение, являющееся наиболее опасным, можно остановить, прижав пальцем артерию, согнув конечность в суставе, наложив жгут или закрутку.

При отсутствии переломов кости кровотечение можно остановить сильным сгибанием конечности в суставе, для чего во впадину, в месте сгиба сустава вкладывается матерчатый валик, сустав сгибается до отказа, и в таком положении конечность привязывают к туловищу. Если накладывается жгут, необходимо зафиксировать время его наложения, так как при долгом наложении жгута может произойти омертвление обескровленной конечности. Жгут можно не снимать в течение двух часов в теплое время года, а в холодное — одного часа. При отсутствии жгута для остановки кровотечения пользуются закруткой из не растягивающегося материала (бинта, куска ткани, полотенца, веревки).

При переломах необходимо придать пострадавшему удобное и спокойное положение, исключающее движение поврежденной части тела. Это может быть достигнуто при помощи наложения шин. При отсутствии специальных шин можно использовать любые подручные средства — доски, палки, куски картона, фанеры. Крепятся шины к конечностям бинтами, ремнями или веревками. При открытых переломах необходимо смазать поверхность кожи вокруг раны настойкой йода и наложить стерильную повязку до наложения шины.

При ушибах и растяжении связок необходимо обеспечить покой пострадавшему, наложить на место растяжения давящую повязку и холодный компресс. В случае вывихов конечность обездвиживают в том положении, какое она приняла после травмы, на область сустава накладывают холодный компресс.

При всех видах механических травм пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.

3.16.3. Оказание помощи пострадавшему при термическом ожоге.

При ожогах первой степени (наблюдается только покраснение и небольшое опухание кожи) пострадавшему следует смочить обожженное место крепким раствором марганцовокислого калия.

При ожогах второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) пострадавшему необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку. Запрещается смазывать обожженное место жиром и мазями, вскрывать или прокалывать пузыри.

При тяжелых ожогах пострадавшему следует на обожженное место наложить стерильную повязку и немедленно направить пострадавшего в лечебное учреждение. Нельзя смазывать обожженное место жиром или мазями, отрывать пригоревшие к коже части одежды. Обожженного необходимо обильно поить горячим чаем.

3.16.4. Оказание помощи пострадавшему при ожогах кислотами и щелочами.

При ожогах кислотами обожженный участок тела пострадавшего следует обмыть слабым раствором питьевой соды. При отсутствии питьевой соды нужно обильно поливать обожженное тело пострадавшего чистой водой.

При ожогах едкими щелочами следует обмыть обожженный участок тела пострадавшего водой, подкисленный уксусной или лимонной кислотой или обмыть чистой водой обильно поливая обожженное место.

На обожженный участок тела пострадавшего необходимо наложить антисептическую повязку и доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

3.16.5. Оказание помощи пострадавшему при отравлении.

При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, давая ему выпить большое количество (до 6 — 10 стаканов) теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды. После этого ему необходимо выпить молока и 1 — 2 таблетки активированного угля.

При отравлениях кислотами необходимо тщательно промыть желудок водой и дать пострадавшему обволакивающее средство: молоко, сырые яйца.

В случае отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери.

При остановке дыхания и сердечной деятельности необходимо приступить к искусственному дыханию и наружному массажу сердца пострадавшего. Во всех случаях отравления пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.

3.16.6. Оказание помощи пострадавшему при травме глаз.

При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего следует направить в лечебное учреждение. Попавшие в глаза предметы не следует вынимать из глаза пострадавшего, чтобы еще больше не повредить его. На глаз следует наложить стерильную повязку.

При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза пострадавшего необходимо промыть их слабой струей проточной воды.

В случае ожогов химическими веществами (кислотой или щелочью), необходимо открыть веки и обильно промыть глаза в течение 10 — 15 минут слабой струей проточной воды, после чего пострадавшего направить в лечебное учреждение.

При ожогах глаз горячей водой, паром промывание глаз пострадавшего не рекомендуется. Глаза закрыть стерильной повязкой и пострадавшего направить в лечебное учреждение.

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

 

4.1. В конце смены водитель погрузчика должен провести внешний осмотр погрузчика для подготовки его к следующему рабочему дню и с целью выявления возможных неисправностей.

4.2. По окончании работы водитель погрузчика должен:

— поставить погрузчик в отведенное для него место;

— опустить в нижнее положение грузоподъемный механизм погрузчика или сменить его;

— затормозить ведущие колеса погрузчика стояночным тормозом;

— установить все рычаги управления погрузчика в нейтральное положение;

— заглушить двигатель погрузчика;

— закрыть дверцу кабины погрузчика на ключ;

— установить упоры под колеса (гусеницы) погрузчика;

— очистить погрузчик от грязи, протереть пыль с аккумуляторных батарей.

4.3. Обо всех замеченных неисправностях и недостатках в работе погрузчика водитель погрузчика должен сделать соответствующую запись в журнале учета результатов осмотра технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин и сообщить мастеру, бригадиру или старшему в смене и принять меры по их устранению.

4.4. Водитель погрузчика должен привести в порядок свое рабочее место, вычистить и убрать инструмент и приспособления.

4.5. По окончании работы водитель погрузчика должен:

— снять спецодежду, спецобувь и убрать их в шкаф гардеробной;

— загрязненную и неисправную одежду, при необходимости сдать в стирку, химчистку или ремонт;

— вымыть руки, лицо и другие загрязненные части тела водой с мылом или принять душ.

Для очистки кожи от производственных загрязнений по окончании рабочего дня необходимо применять защитно-отмывочные пасты и мази, сочетающие свойства защитных и моющих средств.

Для поддержания кожи в хорошем состоянии после работы следует использовать различные индифферентные мази и кремы (борный вазелин, ланолиновый крем и другие).

Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и СИЗ.

 

Рубрика: Должностные инструкции, допуски, обучение

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии