7.Указания к производству работ по укладке труб ПНД
Подбивка грунтом трубопровода производится ручным немеханизированным инструментом. Уплотнение грунта в пазухах между стенкой траншеи и трубой, а также всего защитного слоя следует проводить ручной механической трамбовкой до достижения коэффициента уплотнения, установленного проектом.
Уплотнение первого защитного слоя толщиной 10 см непосредственно над трубопроводом производить ручным инструментом.
Монтаж труб осуществляется вручную и с использованием экскаватора-погрузчика.
Укладывать трубы в траншею следует, преимущественно опуская с бермы траншеи плети (нитки).
После укладки труб в траншею должны быть проверены:
-проектная глубина и уклон электрокабеля на всем его протяжении;
-состояние защитного покрытия электрокабеля;
-фактические расстояния между электрокабелем и стенками траншеи, пересекаемыми им сооружениями и их соответствие проектным расстояниям.
7.1. Контроль точности отрывки траншей
Геодезические работы производят в следующей последовательности:
-передают на спланированную поверхность ось трубопровода;
-определяют по чертежам ширину траншеи по низу и по верху и закрепляют верхнюю бровку и нижний контур траншеи кольями через 20-50м.
Геодезический контроль точности отрывки траншеи ведут в плановом и высотном положениях, причем в плановом — визированием по вешкам, а в высотном — по визиркам или нивелиру.
При контроле за отрывкой траншеи на проектную глубину по нивелиру необходимо:
Установить нивелир в рабочее положение между рабочим репером и траншеей.
Определить для данной высоты прибора отсчет по рейке, соответствующий проектной отметке Нпр. Для этого снимают отсчет по рейке а, стоящей на репере, и вычисляют отсчет b по формуле:
b = Нр + а — Нпр
Нр — отметка рабочего репера;
Забить по оси трубопровода через 5-10м колья длиной 20-25см и расположить их верхний обрез по нивелиру на проектную отметку.
Только завершив работы, перечисленные в первых трех пунктах, производят подчистку траншеи. При откосе траншей 1:0,5 и круче минимальную ширину траншеи можно принимать:
а) при соединении труб сваркой:
для труб диаметром до 0,7 м — D + 0,3 м, но не менее 0,7 м; диаметром св. 0,7 м — 1,5 D;
при укладке отдельными трубами для диаметров до 0,5 м — D + 0,5 м; от 0,5 до 1,2 м (включительно) — D + 0,8 м;
б) при соединении одиночных труб муфтами или фланцами:
для труб диаметром до 0,5 м — D + 0,8 м;
-то же, от 0,5 м до 1,2 м — D + 1,2 м.
При откосах более пологих, чем 1:0,5 минимальная ширина траншеи принимается D + 0,5 м для укладки отдельными трубами и D + 0,3 м — для укладки плетями.
На участках кривых вставок ширина траншеи принимается не менее двукратной ширины тран- шеи на прямолинейных участках.
Если ширина ковша одноковшового экскаватора превышает приведенные ранее размеры, то ши- рина траншеи принимается:
— в песках и супесях — К + 0,15 м;
— в глинистых грунтах — К + 0,4 м;
где К — ширина ковша по режущим кромкам.
7.2. Транспортировка и хранение труб и деталей
Одиночные трубы для транспортировки и хранения связываются в пакеты массой до 3 т. Из пакетов могут формировать блок-пакеты массой до 5 т.
Трубы длинномерные диаметром до 160 мм включительно сматываются для транспортировки и хранения в бухты или наматываются на катушки.
Трубы диаметром 225 мм и более могут перевозиться без формирования пакетов.
Длина труб в прямых отрезках может быть от 5 м до 24 м с кратностью 0,5 м, длина труб в бух- тах составляет от 50 м до 200 м. Длина труб на катушках определяется заводом-изготовителем и объемом заказа по диаметрам от 40 мм до 160 мм.
Транспортная маркировка наносится на грузовые места в соответствии с требованиями ГОСТ 14192.
Бухты и пакеты скрепляют средствами по ГОСТ 21650. Бухты должны быть скреплены не менее чем в шести местах. Концы труб должны быть пригнуты к бухте. Внутренний диаметр бухты дол- жен быть не менее 20 наружных диаметров трубы.
Пакеты труб длиной 6 м скрепляют не менее чем в двух местах, большей длины не менее чем в трех местах.
При транспортировке труб с большим числом перевалок (в труднодоступные регионы) пакеты должны быть скреплены как минимум в четырех местах независимо от длины труб.
Трубы в пакетах должны храниться на чистой, ровной поверхности и снаружи поддерживаться опорами. В целях безопасности высота уложенных пакетов не должна превышать 3 м.
Трубы можно транспортировать любым видом транспорта с закрытым или открытым кузовом (в крытых или открытых вагонах) с основанием, исключающим провисание труб.
Транспортировка труб плетевозами не допускается.
При выполнении погрузочно-разгрузочных операций не допускается перемещение труб волоком; сбрасывать трубы и детали с транспортных средств запрещается.
При перевозке труб автотранспортом длина свешивающихся с кузова машины или платформы концов труб не должна превышать 1,5м.
Трубы, поставляемые на катушках, перевозятся на специальных прицепах в вертикальном положении, допускается транспортировка на платформах в горизонтальном положении.
Бухты транспортируются в горизонтальном, а при наличии специальных опор — в вертикальном положении.
Во избежание повреждения труб при их транспортировке о металлические и другие твердые предметы нижний ряд труб располагают на деревянных подкладках, укрепленных на платформе транспортного средства. Не связанные в пакеты трубы укладывают так, чтобы в нижнем ряду они располагались вплотную одна к другой, а в последующих рядах — в гнездах, образуемых нижележащими трубами.
Число рядов должно быть не более:
— для труб диаметром менее 160 мм — 14;
— для труб диаметром более 160 мм — 10.
Для погрузочно-разгрузочных работ рекомендуется использовать вилочные автопогрузчики.
Для подъема упаковок соединительных деталей нельзя использовать крюки. Захваты автопогрузчика должны быть соответствующим образом закрыты, например обрезками полиэтиленовой трубы, или использованы деревянные европоддоны.
В качестве строповочных средств используют текстильные канаты. Использовать стальные канаты для подъема одиночных труб или пакет «удавкой» не рекомендуется.
Трубы и соединительные детали необходимо оберегать от ударов и механических нагрузок, а их поверхности — от нанесения царапин. При транспортировке следует избегать изгиба труб. Особенно осторожно следует обращаться с трубами и деталями при низких температурах.
Во избежание перемещений труб при перевозке их необходимо закреплять на транспортных средствах текстильными стропами.
Транспортировка, погрузка и разгрузка труб производятся при температуре наружного воздуха не ниже минус 20°С. Допускается погрузку, разгрузку и транспортировку труб в пакетах производить при температурах не ниже минус 40°С; при этом избегают резких рывков и соударений.
Трубы хранятся в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50838. Заглушки, которые предотвращают попадание грязи в трубы, во время хранения не снимаются.
Соединительные детали трубопроводов рекомендуется доставлять на объекты строительства в контейнерах, в которых они надежно закреплены. На контейнеры наносится надпись «Не бросать».
Упаковка может производиться в следующие виды тары: ящики фанерные или ящики досчатые по ГОСТ 9396; ящики деревянные по ГОСТ 18573, ГОСТ 2991 типов IV, Vl-2, VI-6, VII; контейнеры-пакеты мягкие из резинотекстильного материала; контейнеры мягкие специальные разового использования типа МКР-1.ОМ или мешки из полиэтиленовой пленки.
При транспортировании в крытых вагонах, в контейнерах по ГОСТ 19667 или крытым автомобильным транспортом допускается упаковка в ящики из гофрированного картона по ГОСТ 9142, ГОСТ 22852, бумажные мешки по ГОСТ 2226, полиэтиленовые мешки по ГОСТ 17811, мешки из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354.
Допускается и другой вид упаковки, обеспечивающий сохранность деталей при транспортировке и хранении в течение гарантийного срока.
Трубы и соединительные детали хранятся отдельно по партиям, сортаменту, виду материала. Не допускается при хранении смешивать трубы и детали из полиэтилена разных марок и SDR.
На складе хранения труб и деталей не допускается проведение газо-электросварочных и других огневых работ.
Для предохранения штабелей труб от раскатывания крайние трубы необходимо подклинивать. С этой целью можно использовать и другие приемы или средства: упоры-ограждения, сборно-разборные стеллажи и т.п.
Высота штабеля при предполагаемом сроке хранения свыше двух месяцев не превышает 2,0 м.
При меньших сроках хранения высота штабеля должна быть, как правило, не более:
— 3,0 м — для труб типа SDR 17,6;
— 4,0 м — для труб типа SDR 11.
Трубы при складировании укладывают в «седло» или послойно с прокладками между ярусами (при укладке пакетов). Бухты хранят уложенными в горизонтальном положении.
Катушки большого диаметра хранятся в вертикальном положении между специальными опорами. На складе необходимо иметь оборудование для безопасного подъема, перемещения и погрузки.
Соединительные детали хранят в закрытых складских помещениях в условиях, исключающих их деформирование, попадание масел и смазок (укладывают в полиэтиленовые мешки), не ближе 1 м от нагревательных приборов, желательно на стеллажах.
Соединительные детали с ЗН хранятся в индивидуальных герметичных полиэтиленовых пакетах до момента их использования.
Соединительные детали с наваренными отводами для стыковой сварки могут храниться на открытом воздухе, но при условии защиты от повреждений и воздействия прямых солнечных лучей.
Катушки с синтетическим тканевым шлангом и компоненты клея всегда находятся в отапливаемом помещении. Синтетические тканевые шланги защищаются от воздействия солнечных лучей и теплоты. Защитную оболочку убирают непосредственно перед началом санирования.
Катушки со шлангом допускается поднимать только при помощи стержня (оси), продетого через ступицу катушки. Подъемные устройства для погрузки-разгрузки (вилочный автопогрузчик, краны или лебедки, оборудованные стрелой с достаточной грузоподъемностью) ни в коем случае не должны соприкасаться с синтетическим тканевым шлангом или его гибкой защитной оболочкой. Катушки должны устанавливаться на платформе прицепа при помощи деревянных клиньев, прикрепленных к полуприцепам. Ремни, перетянутые через катушки, являются дополнительной действенной защитой. Ширина крепежного ремня должна быть не менее 100 мм.
7.3Сварка ПНД труб
Соединения полиэтиленовых труб между собой и с полиэтиленовыми соединительными деталями выполняются двумя методами сварки: сваркой встык нагретым инструментом и сваркой при помощи соединительных деталей с закладными нагревателями (ЗН).
Соединения полиэтиленовых труб со стальными трубами (или арматурой) выполняются разъемными (с помощью фланцев) или неразъемными, допускается применение соединений «полиэтилен- сталь» с резьбовым металлическим концом для труб малых диаметров (до 50 мм).
Сварочные работы могут производиться при температуре окружающего воздуха от минус 15°С до плюс 45°С. При выполнении сварочных работ при других температурах в технических условиях, стандартах или сертификатах на материалы определяется особый технологический режим сварки, который должен быть аттестован в соответствии с РД 03-615. Если особый режим сварки не установлен в этих документах, то при более широком интервале температур сварочные работы рекомендуется выполнять в помещениях (укрытиях), обеспечивающих соблюдение заданного температурного интервала.
Место сварки защищают от атмосферных осадков, ветра, пыли и песка, а в летнее время и от интенсивного солнечного излучения. При сварке свободный конец трубы или плети закрывают для предотвращения сквозняков внутри свариваемых труб.
Концы труб, деформированные сверх нормативного значения или имеющие забоины, рекомендуется обрезать под прямым углом. Гильотины или телескопические труборезы используются для обрезки труб диаметром свыше 63 мм, для меньших диаметров применяют ручные ножницы.
Сварочное оборудование проходит систематическое ежегодное сервисное обслуживание пред- приятием фирмы-производителя этого оборудования либо представителем фирмы, имеющим допуск к сервисному обслуживанию этого оборудования. Дата последующего сервисного обслуживания должна, как правило, автоматически вводиться в протоколы сварки при проведении монтажных работ.
Аттестацию сварного оборудования производят в соответствии с РД 03-614.