Снятие оперативного тока и действие с блокировкой

 

 

 

Снятие оперативного тока с приводов коммутационных аппаратов

    Операцию с коммутационным аппаратом, имеющим дистанционное управление, производят при отсутствии замыкания на землю в цепи оперативного тока (ОТ).

    При наличии замыкания на землю в цепи ОТ плановая операция с выключателем не разрешается на время поиска и устранения неисправности (замыкания на землю).

    Операция с выключателем присоединения при наличии замыкания на землю в цепи оперативного тока допускают только в аварийной ситуации.

    Если в аварийной ситуации возникает необходимость выполнения операции с разъединителем, с привода отключенного выключателя соответствующего присоединения нужно снять оперативный ток отключением автоматических выключателей (или снять предохранитель) на обоих полюсах цепей управления.

    Снятие ОТ с привода коммутационного аппарата (отделителя, разъединителя производят в случаях, предусмотренных правилами безопасности.

    Для переключения присоединений с одной системы шин на другую с помощью шиносоединительного выключателя перед началом проведения операции с шинными разъединителями нужно снять оперативный ток с привода и защит включенного шиносоединительного выключателя.

    Оперативный ток нужно снимать автоматическими выключателями (или предохранителями) на обоих полюсах цепи управления и защит (при наличии отдельных автоматических выключателей или предохранителей для питания оперативных цепей защит шиносоединительного выключателя отключают и эти автоматические выключатели или вынимают предохранители) до проверки положения шиносоединительного выключателя на месте его установки.

    Оперативный ток снимают с привода разъединителя, имеющего дистанционное управление, если в процессе переключений нужна жесткая фиксация этих разъединителей во включенном положении.

    Рекомендуют также отключить и цепь переменного тока приводов указанных разъединителей.

    Перед началом подачи напряжения на линию включением разъединителя (отделителя) со стороны подстанции, устроенной по упрощенной схеме, с другого конца этой линии (где имеется выключатель) на это время с привода отключенного выключателя нужно снять оперативный ток.

    Перед выполнением операций с разъединителями на присоединении, отключенном выключателем, отключают оперативный ток с привода этого выключателя и принимают меры, исключающие самопроизвольное включение выключателя.

    Необходимо снять ОТ с привода включенного выключателя перед началом операции шунтирования или дешунтирования разъединителями данного выключателя определяется указаниями инструкции объекта электроэнергетики.

    На время выполнения фазирования присоединения косвенным методом (на зажимах вторичных обмоток трансформаторов напряжения) до начала подачи напряжения по фазируемой цепи снимают ОТ с привода отключенного выключателя, который разделяет источники напряжения.

 

Действия с оперативной блокировкой

    Оперативную блокировку рассматривают как дополнительное средство, которая предотвращает выполнение ошибочных операций с коммутационными аппаратами и заземляющими ножами в момент выполнения всех переключений в электроустановках.

    Блокировка разъединителя с выключателем предназначена для предотвращения ошибочных операций включения и отключения разъединителя под нагрузкой при включенном положении выключателя.

    Блокировка заземляющих ножей предназначается для предотвращения следующих ошибочных операций:

– включения заземляющих ножей на шины и участки присоединений, которые находятся под напряжением;

– включения находящихся под напряжением разъединителей на секции, систему сборных шин, участки присоединений, заземленные с помощью заземляющих ножей;

– подачи напряжения выключателем на заземленные с помощью заземляющих ножей участки шин;

    Для шинных разъединителей и заземляющих ножей сборных шин выполняют полную оперативную блокировку, предотвращающую включение заземляющих ножей на сборные шины при включенных шинных разъединителях (хотя бы одном шинном разъединителе) и включение любого из шинных разъединителей при включенных заземляющих ножах сборных шин.

    В электроустановках, где блокировка устроена не в полном объеме (заземляющие ножи сборных шин имеют блокировку только с разъединителями трансформатора напряжения и нет блокировочного устройства с шинными разъединителями на всех присоединениях данной системы шин), приводы заземляющих ножей запирают висячими замками, ключи от которых должны находится у оперативного персонала, обслуживающего электроустановку. В этом случае при выводе системы шин в ремонтное положение включение заземляющих ножей на шины, а также операции с шинными разъединителями выведенными в ремонт присоединений выполняют только после  проверки схемы электрических соединений.

    У линейного разъединителя привод заземляющих ножей в сторону линии имеют только механическую блокировку с приводом главных ножей, что не может исключить возможность подачи на включенные заземляющие ножи напряжение с противоположной стороны линии. Для предотвращения ошибочного действия оперативный персонал объекта электроэнергетики оперативный руководитель, контролирующий выполнение операций с двух сторон линии, сообщает оперативному работнику о положении главных и заземляющих ножей линейных разъединителей на противоположной стороне линии всегда перед подачей напряжения на линию и перед ее заземлением при выводе в ремонт.

    Во время переключений в электроустановках все устройства оперативной блокировки находятся в работе.

    Блокировочные замки, находящиеся в эксплуатации, пломбируют.

    В том случае, когда блокировка не допускает выполнение какой-либо операции, переключение прекращают и должны проверить:

– правильно ли выбрано присоединение и коммутационный аппарат;

– положение другого коммутационного аппарата, операция с которым предшествуют выполняемой операции;

– наличие напряжения в цепях блокировки и исправность электромагнитного ключа;

– исправность (проверяют визуально) механической части привода коммутационного аппарата.

    Если по итогу проверки не будет установлена причина, по которой блокировка не допускает выполнение операций, об этом необходимо сообщить оперативному руководителю, давшему распоряжение о переключении.

    Оперативно-диспетчерский персонал, который выполняет переключения, самовольно выводить из работы блокировки безопасности не разрешается.

    Деблокирование разрешают только после проверки на месте отключенного положения выключателя и выяснения причин отказа блокировки по разрешению и под руководством лиц, уполномоченных на это письменным указанием по энергообъекту. В этом случае в бланк переключений нужно внести операции по деблокированию. Если будет необходимость деблокирования, а операции выполняются без бланка переключений, составляют бланк переключений с записью в него операций по деблокированию.

    В аварийной ситуации разрешение на деблокировку дает оперативный руководитель в смене.

    О всех случаях деблокировки блокировочных устройств производят запись в оперативном журнале.

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии