Проектирование волоконно-оптических линий связи для передачи информации с использованием размещаемого на элементах ВЛ оптического кабеля (ОК)
ВОЛС — волоконно-оптическая линия связи
ОКГТ — оптический кабель, встроенный в грозозащитный трос
ОКСН — оптический кабель самонесущий неметаллический
ОКФП — оптический кабель, встроенный в фазный провод
ОКНН — оптический кабель неметаллический навивной, навиваемый на фазный провод или грозозащитный трос ВЛ
ОК — оптический кабель
Для подвеса ВОЛС на ВЛ воздушные линии электропередачи должны соответствовать требованиям, изложенным в ПУЭ.
Проектирование ВОЛС-ВЛ нужно вести на основании задания на проектирование, которое составляет заказчик проекта с привлечением Генерального проектировщика на основе утвержденных обоснований инвестиций строительства или технико-экономических обоснований. Проектирование ВОЛС на воздушных линиях электропередачи на напряжение 35, 110 (150) кВ должно осуществляться в соответствии с требованиями СТО 56947007-33.180.10.172-2014 «Правила проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи напряжением 35 кВ и выше».
Расчет параметров надежности ВОЛС-ВЛ 0,4-35 кВ должен производиться в соответствии с действующей методикой, изложенной в СТО 56947007-33.180.10.172-2014.
Для обеспечения эксплуатации в проекте должны быть предусмотрены:
— транспорт, технического обслуживания, устройство (оборудование) для монтажа, ремонта, средства измерений;
— численность персонала для эксплуатации ВОЛС-ВЛ;
— аварийный запас оптического кабеля ОК, арматуры крепления ОК, соединительных муфт ОК..
Для монтажа ОКСН на ВЛ 35 кВ допускают применение болтовой и клиновой натяжной поддерживающей арматуры. Подвеска ОК может производиться на опорах из любого материала.
Для монтажа ОКГТ и ОКСН на ВЛ 35, 110 (150) кВ необходимо применение спиральной поддерживающей и натяжной арматуру.
Для организации волоконно-оптической линии связи на вновь строящихся или реконструируемых и действующих ВЛ в соответствии с трассой прохождения ВОЛС-ВЛ можно применять следующие типы ОК:
— подвешиваемых на опорах ВЛ ОКГТ, ОКСН, ОКФП, а также ОКНН, навиваемые на фазный провод или ГТ (в районах со среднегодовой продолжительностью гроз менее 20 ч);
— подвешиваемых на специальных опорах ОКСН и ОКГТ на участке прохождения к узлам связи;
— для прохождения к узлам связи на участках воздушной линии со вставкой кабельной линии КЛ (КВЛ), на КЛ, в пролетах пересечений ВОЛС-ВЛ с другими ВЛ и на переходе через прочие искусственные и естественные препятствия можно применять прокладываемые по той же трассе как подземные, так и подводные кабели связи;
— при организации ВОЛС на КЛ допускают применять высоковольтные кабели подземной или подводной прокладки со встроенным кабелем оптическим.
Для создания волоконно-оптической линии связи на вновь строящихся или реконструируемых и действующих воздушных линиях наиболее надежным и экономически обоснованным является подвес ОКГТ на предусмотренные в конструкции опоры узлы крепления. При этом ОКГТ выполняет функцию грозовых тросов ГТ, осуществляя защиту ВЛ от прямого попадания молнии в фазные провода, и обеспечивает совместно с другими мероприятиями грозоупорность ВЛ, а также позволяет осуществить по встроенному ОК передачу информации.
При обоснованном отказе от использования на новом строительстве ВЛ ГТ или ОКГТ на тросостойке для опор в районах с низкой грозовой деятельностью, а также на ВЛ напряжением 35 кВ рекомендуют подвес ОКФП на штатных местах крепления фазных проводов или ОКСН в межфазном пространстве ВЛ.
В отдельных случаях при обосновании допускают применение на вновь строящихся ВЛ кабелей типа ОКСН.
При организации ВОЛС на существующих ВЛ до 110 (150) кВ при невозможности отключения ВЛ на период строительства рекомендуют применение ОКСН. Не рекомендуют использование ОКСН в районах с высокой степенью промышленного загрязнения, в районах до 5 км от морских и океанических побережий, а также в районах в зоне климата с длительными периодами засухи и редкими периодами дождевых осадков и тумана.
Использование ОКНН с навивкой на ГТ, в случае его удовлетворительного состояния для навивки ОК и имея возможность подъезда к большинству опор, допускают при монтаже ВОЛС на действующую ВЛ и необходимость подвеса дополнительного ОК к существующему ОК на ВЛ, при малых длинах ВОЛС-ВЛ, приводящей к большим расходам относительно использования других типов ОК, при затрудненном размещения на ВЛ оборудования для монтажа под тяжением других типов ОК в горной, болотистой местности, овраги, на переходах через водные преграды, ущелья и т.п., при отсутствии возможности подстановки, замены или укрепления опор. В этих случаях для действующих ВЛ и в пролетах пересечений волоконно-оптической линии связи с другими воздушными линиями рекомендуется применение ОКНН с навивкой на фазный провод.
Ответвления ОК от ВЛ, сооружаемые на отдельных опорах, к регенерационным пунктам в части требований к габаритам до земли, опорам, фундаментам, заземлениям должны проектироваться в соответствии с требованиями ПУЭ. На этих ответвлениях рекомендуют применять ОКСН той же марки, что и на ВОЛС-ВЛ.
Проектом необходимо предусмотреть места установки специальных соединительных или ответвительных муфт для сращивания каждой строительной длины линии ОКСН.
Длина спуска кабеля должна обеспечить возможность снятия соединительной муфты с опоры и производства сварочных и измерительных работ в непосредственной близости от опоры, а также возможность перемонтажа кабеля в муфте во время обслуживания.
Высота расположения муфты на опоре ВЛ вне территории ПС должна быть не менее 5 м; высота расположения муфт на опорах и порталах подстанций можно выбирать исходя из удобства их обслуживания и возможности выполнения работ с оптическим волокном без снятия муфт. При этом должны быть исключены затопление муфты паводковыми водами и ее засыпание снегом, если использована такая же конструкция муфты, как и на всей ВЛ.
На опоре ВЛ, где устанавливают соединительную муфту, наряду со знаками, предусмотренными ПУЭ, должно предусматриваться нанесение на высоте 2,5 — 3,0 м постоянных знаков: условные обозначения ВОЛС, номер соединительной муфты.
При проектировании ВОЛС на существующих ВЛ следует производить обследование существующих опор на возможность подвеса ВОЛС, а также предоставлять проектные расчеты несущих способностей опор при подвесе новой линии ВОЛС в соответствии с действующими нормами и правилами.
Рубрика: Проектно-изыскательные работы