Общие требования к построению сетей 6, 10 кВ
Схема сети должна выполняться с условием, что сборные шины 6, 10 кВ центров электропитания не включаются в нормальном и послеаварийном режимах на параллельную работу через электрическую сеть 10 кВ.
Целесообразность сооружения РП должна подтверждаться технико-экономическим обоснованием. Нагрузка РП на расчетный срок должна составлять 5 МВт для сети 10 кВ и 3 МВт — для сети 6 кВ. РП нужно выполнять с одной секционированной системой сборных шин с электропитанием по взаиморезервируемым линиям, подключенным к разным секциям, на секционном выключателе должен быть АВР.
Для электроснабжения потребителей суммарной мощностью до 100 кВ•А рекомендуют построение сети с использованием СТП.
В городской местности должны преимущественно использовать кабельные линии с постепенной заменой воздушных линий на кабельные линии, в том числе с использованием универсальных кабелей с прокладкой по опорам.
Длину отходящих ЛЭП 6, 10 кВ от РУ центра питания рекомендуется определять с учетом технико-экономического обоснования и исходя из условия соблюдения ПКЭ для наиболее удаленных потребителей и, как правило, длинна не должна превышать (без учета ответвлений):
для воздушных ЛЭП:
для ЛЭП 6 кВ — 10÷15 км;
для ЛЭП 10 кВ — 15÷20 км;
для кабельных ЛЭП:
для ЛЭП 6 кВ – до 7 км;
для ЛЭП 10 кВ – до 10 км.
В городской и сельской местности длинна ВЛ (КЛ) меняется в зависимости от типа применяемой конструкции ТП. Увеличение длины линий по сравнению с приведенными данными допускается при наличии технико-экономического обоснования.
На ВЛ 6, 10 кВ рекомендуется использовать самонесущий изолированный провод. Сечение провода определяется расчетом.
Подходы к построению сетей 6, 10 кВ
В городских сетях следует использовать кабельные линии, воздушные линии в перспективе должны заменяться на кабельные линии. В сельской местности в основном используют воздушные линии, рекомендуют установку СТП 10/0,4 кВ. Основным принципом построения сетей с ВЛ 6, 10 кВ является магистральный принцип, предусматривающий построение (формирование) магистральных линий электропередачи в разветвленной электросети между двумя источниками электропитания через точку токораздела (пункт автоматического включения резерва), с обеспечением нормированного качества напряжения всех потребителей при отключении одного из центров питания в послеаварийном режиме. Под магистралью нужно понимать линии электропередачи без ответвлений, отходящих от секций шин РУ 6-20 кВ ПС 35-110 (150) кВ до РП или РТП 6-20 кВ. Провод на магистрали должен быть выполнен одним сечением.
Магистральный принцип создает условия для обеспечения надежного электроснабжения электроприемников с разными требованиями к надежности.
К магистрали линии присоединяются трансформаторные подстанции. При наличии на магистралях ответвлений (отпаек) рекомендуют, в целях повышения надёжности электроснабжения потребителей, секционировать магистрали управляемыми автоматическими выключателями (реклоузерами). Также, в зависимости от протяжённости ответвлений (отпаек) и подключенной нагрузки, они могут быть оборудованы автоматическими отключающими коммутационными аппаратами, в том числе реклоузерами.
На секционных разъединителях, смонтированных на магистральной линии, должны быть установлены заземляющие ножи в обе стороны.
На границе балансовой принадлежности между потребителями и электроснабжающей организацией, независимо от длины ответвления необходимо устанавливать реклоузеры или разъединители. На разъединителях должны быть заземляющие ножи в сторону ответвления.
В электрических сетях с воздушными линиями наряду с использованием магистральных схем при соответствующем технико-экономическом обосновании могут применяться радиальные схемы.
В сетях с кабельными линиями рекомендуют применять двухлучевую или петлевую схему с целью обеспечения надежности электроснабжения потребителей.
Выбор схемы построения необходимо осуществлять на основании технико-экономического анализа.
Основными принципами построения КЛ 6, 10 кВ в городах следует принять петлевые или многолучевые схемы (два и более луча) со связанными лучами в петлевую схему (смешанные схемы), как правило, с ручным включением резервной линии.
В крупных городах (с числом жителей один миллион и более) рекомендуют применять двухлучевые схемы с автоматическим включением резерва.
В районах с повышенным гололёдообразованием для временного электроснабжения строительных площадок можно использовать универсальные кабели предназначенные для монтажа на опорах ВЛ 6, 10 кВ.
На вновь сооружаемых подстанциях напряжением 6, 10 кВ допускается установка в РУ не более 14÷16 ячеек на каждой секции, из них до четырех резервных ячеек. Увеличение числа присоединений возможно при дополнительном обосновании. При отсутствии достаточного количества ячеек на центрах питания построение электросетей необходимо осуществлять с применением распределительных пунктов.
В перспективе распределительные пункты, для обеспечения электроснабжения близлежащих к РП потребителей, рекомендуется реконструировать в распределительные подстанции 6, 10/0,4 кВ.
Распределительные пункты 6, 10 кВ и распределительные подстанции 6, 10/0,4 кВ рекомендуется выполнять в виде отдельно стоящих объектов. В районах малоэтажной застройки следует применять подстанции наружной установки. Выбор конструкции сетевых объектов всех классов напряжения следует осуществлять при условии минимума затрат на их техническое обслуживание и ремонты.
Требования к надежности электроснабжения потребителей
Схемы электрических сетей 6, 10 кВ должны строиться таким образом, чтобы обеспечить уровни надежности, указанные потребителем в заявках на присоединение к электросетям.
Основным принципом построения распределительной сети для электроснабжения электроприемников I категории является двухлучевая схема с двухсторонним питанием при условии подключения взаиморезервирующих линий 6, 10 кВ к разным независимым источникам питания. Взаиморезервирующие прокладывать по разным трассам.
Может также обеспечиваться питание электроприемников I категории по сети 0,4 кВ от разных ТП, присоединенных к разным независимым источникам. При этом должен быть необходимый резерв в пропускной способности элементов электрической схемы в зависимости от нагрузки электроприемников I категории.
В качестве второго независимого источника электропитания можно использовать автономные источники питания (дизель-генераторы и др.).
РТП, снабжающие потребителей только третьей категории надежности, могут иметь один трансформатор и один источник питания. При этом должно обеспечивать нормативное время на замену трансформатора в случае его повреждения.