Классификация шинопроводов
Шинопроводы по назначению подразделяют на:
— распределительные шинопроводы, предназначенные для распределения электрической энергии;
— магистральные шинопроводы, предназначенные для передачи электрической энергии от источника питания к месту распределения (распределительным пунктам, распределительным шинопроводам) или мощным электроприемникам электрической энергии.
По конструктивному исполнению шинопроводы подразделяют на:
— трехфазные;
— трехфазные с нулевым рабочим проводником;
— трехфазные с нулевым рабочим и нулевым защитным проводником.
Основные параметры и размеры шинопровода
Основными элементами распределительных шинопроводов являются:
1) прямая секция — для прямолинейных участков линии, имеющие места для присоединения одного или двух ответвительных устройств для секций длиной до 2 м включительно, двух, трех, четырех или более устройств – для секций длиной 3 м;
2) прямые прогоночные секции — для прямолинейных участков линий, где присоединение ответвительных устройств не требуется;
3) угловые секции — предназначены для поворотов линии шинопровода на 90° в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
4) вводные секции или вводные коробки с коммутационной, защитной и коммутационной аппаратурой или без нее — для подвода электропитания к шинопроводам кабелем, проводами или шинопроводом;
5) переходные секции или устройства — применяются для соединения двух шинопроводов на различные номинальные токи или шинопроводов разных конструкций;
6) ответвительные устройства (коробки, штепсели) — предназначены для разъемного присоединения приемников электрической энергии. Коробки должны выпускаться с разъединителем, с разъединителем и с предохранителями или автоматическим выключателем;
7) присоединительные фланцы — необходимы для сочленения оболочек шинопроводов с оболочками щитов или шкафов;
8) торцовые крышки (заглушки) — используются для закрытия торцов крайних секций шинопровода;
9) устройства для крепления шинопроводов к элементам строительных конструкций зданий и сооружений (предусматриваются в проекте);
Основными элементами магистральных шинопроводов являются:
1) прямые секции — для прямолинейных участков линий шинопровода;
2) угловые секции — применяются для поворотов линий на 90° в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
3) тройниковые секции — используются для разветвления в трех направлениях под углом 90° в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
4) подгоночные секции — необходимы для подгонки линии шинопроводов до необходимой длины;
5) разделительные секции с разъединителем — предназначены для секционирования магистральных линий шинопроводов;
6) компенсационные секции — для компенсации температурных изменений длины линии шинопроводов;
7) переходные секции — применяются для соединения шинопроводов на разные номинальные токи;
8) ответвительные устройства (секции, коробки) — для неразборного, разборного или разъемного присоединения распределительных пунктов, распределительных шинопроводов или приемников электрической энергии. Коробки должны выпускаться с разъединителем, с разъединителем и предохранителями или с автоматическим выключателем; секции могут выпускаться без указанных аппаратов;
9) присоединительные секции — для присоединения шинопроводов к комплектным трансформаторным подстанциям;
10) проходные секции — применяются для прохода через стены и перекрытия;
11) набор деталей и материалов для изолирования мест соединения секций шинопроводов с изолированными шинами;
12) устройства для крепления шинопроводов к элементам строительных конструкций зданий и сооружений;
13) крышки (заглушки) торцовые и угловые для закрытия торцов концевых секций шинопровода и углов.
Номинальные токи шинопроводов, соединяемых переходными секциями или устройствами, не должны превышать отношения 2:1.
Номинальные токи вводных секций или коробок распределительных шинопроводов должны соответствовать номинальным токам шинопроводов или удвоенному их значению в зависимости от места подвода питания в начале или середине линии.
Необходимая номенклатура элементов шинопроводов должна устанавливаться в технических условиях на конкретные типы шинопроводов.
Номинальные токи шинопроводов и их ответвительных устройств (коробок, штепселей, ответвительных секций) должны соответствовать указанным в таблице 1.
Номинальный ток шинопровода |
Номинальный ток ответвительного устройства |
100 |
10; 16; 25; 63 |
160 |
16; 25; 63; 100 |
250 |
25; 63; 100; 160 |
400 |
65; 100; 160; 250 |
630 |
63; 100; 160; 250; 400 |
1000; 1250 |
250; 400; 630 |
1600; 2000 |
250; 400; 630; 1000 |
2500; 3200 |
400; 630; 1000; 1600 |
4000; 5000 |
400; 630; 1000; 1600; 2500 |
6300 |
400; 630; 1000; 1600; 2500; 4000 |
Примечание. Допускается снижать номинальные токи шинопроводов и ответвительных устройств по условиям допустимого нагрева отдельных элементов:
а) если при проектировании шинопровода, предназначенного для макроклиматических районов с тропическим климатом, в качестве базового исполнения принят шинопровод для районов с умеренным климатом;
б) при применении в шинопроводах комплектующих аппаратов, рассчитанных на открытую установку.
Расчетные длины прямых секций (расстояния между осями контактных соединений) следует выбирать из ряда: 0,75; 1,00; 1,50; 2,00; 3,00; 4,50; 6,00 м.
Примечание. Допускаются по требованию потребителя другие расчетные длины прямых секций.
Электрические параметры шинопроводов: активное и индуктивное сопротивление фазы, полное сопротивление цепи фаза — нуль и потеря линейного напряжения на 100 м прямого участка шинопровода, а также предельно допустимая длина вертикальных участков линии и соответствующее снижение токовой нагрузки по сравнению с номинальной должны быть указаны в эксплуатационной документации на конкретные типы шинопроводов.