Повреждения силовых трансформаторов (автотрансформаторов), шунтирующих реакторов
В случаях отключения трансформаторов (автотрансформаторов) действием защиты с нарушением энергоснабжения потребителей, собственных нужд (СН) подстанции, необходимо незамедлительно ввести в работу трансформатор (автотрансформатор), который находиться в резерве.
Когда автоматически отключится трансформатор (автотрансформатор) под действием резервных защит (а защита от внутренних повреждений не действовала), вызвавшее нарушение электроснабжения энергопринимающих установок потребителя или недопустимую перегрузку действующего в работе трансформаторного оборудования допускают повторное включение отключенного трансформатора (автотрансформатора) без предварительного осмотра.
При автоматических отключениях трансформатора (автотрансформатора) действием резервной защиты (защиты от внутреннего повреждения не действовали), в случае отсутствия недопустимой по величине и длительности перегрузки действующего в работе трансформаторного оборудования и отключения энергопринимающих электроустановок потребителя повторное включение отключенного трансформатора (автотрансформатора) производят только после его полного осмотра.
Запрещают включение трансформатора (автотрансформатора) без выявленной причины отключения, если в распределительном устройстве, к которому он присоединен, производят ремонтные работы или оперативное переключение.
Включение трансформатора (автотрансформатора) отпайка подстанция, отключившегося от действия резервной защиты, допускают после выявления и устранения причины отключения. Включение под напряжение производят разъединителем (отделителем с предварительным отключением короткозамыкателя), если такое включение прописано в инструкции. Если причина отключения не выявлена, то необходимо:
— отключить линию электропередачи (снять напряжение);
— включить разъединитель (отделитель);
— опробовать трансформатор напряжением включением линии электропередачи.
Допускают опробование трансформатора напряжением со стороны низкого напряжения при наличии защит.
Запрещают включение в работу трансформатора (автотрансформатор, шунтирующей реактор), отключенного действием защит от внутренних повреждений (газовая, дифференциальная или отсечка), без анализа газа, масла, устранение выявленных нарушений и испытаний.
При отключении трансформатора (автотрансформатора) действием дифференциальной защиты ошиновки нужно провести его внешний осмотр, обратить особое внимание на целостность высоковольтных вводов, а также выключателей, провода и гирлянд изоляторов. Если в процессе осмотра повреждение не обнаружили, трансформатор опробуют напряжением и можно включать в работу.
В случае сработки газовой защиты на сигнал, трансформатор (автотрансформатор, шунтирующий реактор) нужно отключить до выявления причин срабатывания газовой защиты. Время выполнения мероприятий по разгрузке и отключению должно быть минимальное.
Внешний осмотр трансформатора (автотрансформатора, шунтирующего реактора), отбор проб газа из газового реле и масла нужно проводить после его отключения. Возможность ввода в работу трансформатора (автотрансформатора, шунтирующего реактора) определяют на основании результатов анализа газа, масла, измерений и испытаний.
Для предотвращения повреждения высоковольтных маслонаполненных вводов классов напряжений от 500 кВ и выше устанавливают устройства контроля изоляции вводов (КИВ), действующие на сигнал и отключение трансформаторов (автотрансформаторов, шунтирующих реакторов).
При появлении сигнала устройства КИВ показания прибора должны быть проверены. Дальнейшие действия дежурного персонала определяются соответствующими инструкциями.
В случае отключения трансформатора (автотрансформатора) при переключении устройства РПН, включение трансформатора (автотрансформатора) допускают только при отсутствии рассогласования контактов устройства РПН.
При отказе РПН дальнейшие переключения не допускают до определения и устранения причины нарушения нормальной работы устройства РПН.
Обесточивание сборных шин
При обесточивании обеих систем шин нужно отключить шиносоединительный выключатель и провести поочередное опробование напряжением каждую систему шин.
Запрещают подачу напряжения на отключившиеся шины без выявления причины отключения при нахождении персонала в РУ.
В случае успешного опробования шин напряжением необходимо:
— восстановить питание собственных нужд подстанции;
— восстановить электроснабжение потребителей.
Для ускорения подачи напряжения потребителю, запитанным по тупиковым схемам, в первую очередь нужно переключить на неповрежденные шины тупиковую линию электропередачи, подать напряжение потребителю, а затем приступать к переключениям остальных линий электропередачи и оборудования.
Если отключение шин действием защит не вызвало нарушения электроснабжения потребителя, обесточивания СН (или их части) и при неуспешной работе устройств АПВ, нужно:
— осмотреть электрооборудование, входящее в зону работы дифференциальной защиты шин (ДЗШ);
— выявить и отделить от шин поврежденный участок;
— подать напряжение на шины от любой транзитной линии электропередачи (желательно без отпайки подстанций) или от трансформатора (автотрансформатора);
— включить на неповрежденные шины линии электропередачи и оборудование.
При обесточивании шин в результате действия устройства резервирования отказа выключателя (УРОВ) при отказе в отключении выключателя одного из присоединений надо сделать попытку отключить отказавший выключатель.
Если невозможно отключить отказавший выключатель необходимо:
— отключить его разъединители (с выводом из работы блокировок от неправильных операций с разъединителями в порядке, установленном правилами переключений в электроустановках);
— подать напряжение на шины;
— подать напряжение на собственные нужды подстанции;
— подать напряжение потребителям, питающимся по тупиковым схемам;
— включить с проверкой синхронизма отключившиеся линии и трансформаторы.
Пропадание напряжения на шинах при отсутствии или отказе ДЗШ или УРОВ или отказ защит присоединения может быть вызвано коротким замыканием, как на шинах, так и на одном из присоединений.
Если по анализу работы защита и другим признакам установили наличие не отключившегося КЗ на одном из присоединений, нужно отключить выключатель поврежденного присоединения. Если выключатель поврежденного присоединения отключить невозможно, необходимо:
— отключить разъединители выключателя поврежденного присоединения с выводом из работы блокировок от неправильных операций с разъединителями и с контролем отсутствия возможности подачи напряжения;
— подать напряжение на шины от транзитной линии или другой шины (секции);
— подать напряжения на собственные нужды подстанции;
Если из анализа работы защит неясен характер повреждения, то нужно произвести:
— осмотр шин;
— разделить системы (секции) шин отключением шиносоединительного (секционный) выключатель (при необходимости);
— разделение параллельно работающих линий (трансформаторов), включенных на разные шины;
— отключение всех выключателей шин;
— поочередное опробование напряжением каждых шин.
При отключении шин защитой трансформатора от внутренних повреждений (схема с двумя системами шин, двумя выключателями на линиях и двумя трансформаторами, каждый из которых включен на соответствующие шины через разъединитель) нужно:
— отключить разъединитель трансформатора;
— подать напряжение на шины выключателем линии;
— включить остальные выключатели присоединений.
При выводе из работы защиты шин надо ввести оперативное ускорение резервных защит автотрансформатора и линий электропередачи (с противоположных сторон), подключенных к этим шинам. Операции с устройствами РЗА производят в соответствии с установленной инструкцией.